Итак, решение принято- вы
покупаете котенка! Красивого. Как в рекламе по телевизору,
помните, недавно показывали. Породистого, с паспортом, простите - с родословной,
на все 12 колен. И, конечно, здорового, с ветпаспортом, с отметками о
сделанных прививках.
Вы набираете рекламный номер телефона
питомника, узнаете стоимость котенка и... . Да нет, денег, в принципе,
не жалко, но как-то непонятно - за что такие деньги?
Вопрос ценообразования во всех областях
человеческой деятельности всегда вызывал, вызывает и, скорее всего, будет
вызывать недоуменные вопросы, ответы на которые были, есть и, скорее всего,
будут неоднозначны. И статья, которую вы сейчас читаете, одна из очередных
попыток ответить на те самые недоуменные вопросы о формировании цены на
котят. Не научная статья , житейская.
Начнем с того, что вы не поехали
за котенком в зоомагазин или на "птичий рынок", не купили его в переходе
метро ( что само по себе очень грамотное решение). Вы обратились в питомник.
Вы обратились к профессионалам, людям, которые знают что, как, когда и
сколько нужно купить, дать, сделать для того, чтобы вы наслаждались красотой,
обаянием, лаской и привязанностью своего любимца. Часто можно услышать,
что дворовые кошки редко болеют, долго живут. Возможно это так. Возможно,
но:
- не следует забывать, что так можно
говорить о кошках старше одного года, только эти кошки уже прошли жестокий
естественный отбор; а если котенку меньше двух месяцев ( а именно таких
котят продают на "птичке" и в метро), то не известно, доживет ли он до
года;
- покупая котенка "на стороне" вы
никогда не узнаете " чистых ли он кровей", какой у него может быть характер
и повадки;
- справку о здоровье вашего котенка,
а, тем более, ветпаспорт вы не получите, сведений о сделанных прививках
тоже.
Людей, которые занимаются разведением
(заметьте разведением, а не размножением) еще называют "заводчиками".
По-моему это правильно.
Питомник - это своего рода завод . Завод со своим
производством, со своими лабораториями, со своей экономикой и своей бухгалтерией.
Завод со своими правилами работы, которые называются "международный стандарт
на породу". Каждый заводчик обязан знать стандарт на свою породу, только
тогда можно говорить о разведении , а не о размножении. Если вы не знаете
стандарт, то вы не знаете недостатки своих собственных котят, вы не знаете
что и как у них нужно улучшать. Даже самый совершенный кот имеет недостатки
и, поэтому, всегда есть поле для селекционной работы. Тщательное планирование
вязок, кропотливый подбор производителей, внимательное изучение родословных,
достоинств и недостатков, подбор генетических линий - все это очень напоминает
исследования в заводских лабораториях.
Если вы подумали, что я забыла об
основной цели данной статьи, то вы ошиблись. Очень коротко я попыталась
донести до вас одну из составляющих цены на котенка -
уровень
профессионализма и известность питомника. И пусть вас
не удивляет составляющая, которую, на первый взгляд, нельзя пощупать,
а ,тем более, оценить. Законы рыночной экономики действуют везде, где
есть понятия цены, стоимости, затрат и т.п. Ведь не удивляет же вас то,
что цена на продукцию фирмы Bosch при прочих равных параметрах на ~ 20-40%
выше, чем аналогичная продукция других фирм. Это результат долгой, безупречной
и высокопрофессиональной работы фирмы Bosch.
Следующая составляющая цены очень
тесно связана с первой, даже можно сказать, что она вытекает из первой
составляющей - уровня профессионализма заводчика. Это -
племенное
качество. Уровень племенного качества зависит от
фенотипа
и генотипа
Фенотип отражает соответствие животного международному стандарту породы. Если
говорить о ценообразовании (а именно об этом мы сегодня и говорим), то
условно все животные могут быть разделены на три типа :
- шоу-класс -животные, наиболее полно
соответствующие требованиям стандарта породы;
- брид-класс (от англ. breed - разводить,
размножаться) - кошки (только кошки!) имеющие некоторые очень незначительные
недостатки по типу, которые не позволят получать высшие оценки на выставках,
но способные давать прекрасное потомство;
- пет-класс (от англ. pet - любимец)
- "кот на подушку", просто любимец семьи. Как правило, к пет-классу относят
котов, которые не могут быть отнесены к шоу-классу и поэтому не сделают
успешную выставочную карьеру т.к. судьи всегда очень строго оценивают
именно котов - производителей .
Вот в зависимости от того, к какому
классу относится тот или иной котенок, складывается и его цена. При этом
немаловажное значение имеет честность и порядочность заводчика, ведь это
именно он определяет класс своего животного. А это напрямую связано с
уровнем профессионализма и известностью питомника! Круг замкнулся.
Если заводчик обладает низким уровнем профессионализма и из-за этого неправильно
определяет класс котенка или обманывает своих покупателей, завышая класс
котенка (завышая тем самым цену), к нему в скором времени не пойдут покупатели,
земля слухами полнится.
Вместе с тем, следует иметь ввиду,
что когда я говорила об условном разделении животных на три класса, я
тем самым хотела сказать о возможных непредумышленных ошибках в определении
класса животного. Но такие ошибки , как правило, редки, и ,уж во всяком
случае, не регулярны.
Генотип говорит о чистокровности родословной котенка, о том, какие у него были
предки, какие свежие крови и в каком поколении были влиты. Вопрос о генотипе
-сложный вопрос и рассмотрение его в нашей статье не соответствует её
целевой направленности. Главное, что нужно отметить - "цена вопроса" зависит
и от генотипа котенка, поэтому при покупке не лишним будет внимательно
посмотреть родословную котенка, хотя начинающему заводчику она мало о
чем скажет.
Отдельно нужно отметить
стоимость
редкого окраса. Редкий, а тем более, новый окрас - это результат
долгой и кропотливой работы. Это - четкий расчет и, одновременно, дело
случая. Это - удача и воплощение профессиональных знаний. Добиться редкого
окраса - дорогого стоит.
Следующая составляющая цены напрямую
зависит от того, что было сказано выше -
приобретение
производителей для своего питомника.
Я надеюсь , что наши размышления
о племенном качестве, которые мы провели выше, позволят много не рассуждать
о влиянии на цену котят стоимости их производителей. Они обходятся недешево.
А поскольку отечественный рынок производителей по тем или иным причинам
не всегда удовлетворяет опытных заводчиков, приходится покупать производителей
за рубежом, что, естественно, значительно увеличивает расходы на их покупку
(билеты, виза, гостиница и т.д.)
Выращивание
производителей (также как и выращивание котят) - следующая составляющая
цены. Для того, чтобы котенок вырос здоровым и крепким необходимо правильное
питание. Это питание можно обеспечить двумя путями: профессиональными
кормами или натуральными.
Профкорма.
Для хорошего роста нашего питомца необходимы сухой и консервированный
корма. Корма супер-премиум класса (Хилс, Ямс, Яконуба ) стоят очень дорого.
Для примера: 1 кг сухого корма Китти Кэт стоит 50 рублей, 1 кг сухого
корма Хиллс стоит 205 рублей, 1 кг. сухого корма Ямс - 225 рублей. ..........
Выставки. Только там можно получить объективную оценку того, что вы приобрели и
вырастили. Только там можно оценить племенное качество ваших питомцев.
Выставки - это титулы, звания. Это - немаловажная строка в родословной
вашего питомца. Выставки - это очередные расходы, очередная составляющая
цены котенка. Сюда входят стоимость ветсправки, стоимость экспертизы на
выставке, стоимость ветконтроля. Если выставка происходит в другом городе,
то приплюсуйте сюда стоимость билетов на поезд или самолет, стоимость
гостиницы.
Здоровье - это одна из основных причин, по которой вы обращаетесь за котенком в
питомник, а не на "птичку". И это следующая составляющая цены котенка.
В понятие здоровье я включаю много составляющих. Во-первых, это прививки.
Котенок проходит первый курс прививок (дважды) в 8 - 12 недель и не ранее.
Взрослые кошки должны прививаться один раз в год. Во-вторых, регулярное
ветеринарное обслуживание и обследования. Сюда входят не только обычные
процедуры (например, глистогонные мероприятия), но и чрезвычайные случаи
(например, кесарево сечение при родах).Не редкость в хорошем питомнике
и ультразвуковые исследования (УЗИ) почек и сердца, анализы крови на вирусную
лейкемию (FeLV), иммунодефицит (FIV). Кто сталкивался с подобными процедурами
в нашей человеческой жизни может оценить, сколько это стоит. Здоровье
требует средств.
Отдельной строкой следует сказать
об
оборудовании питомника. В хорошем
питомнике есть много чего - от мышки и когтеточки до "жилого комплекса"
. ........ Даже в том случае, когда в питомнике есть свой кот-производитель,
в интересах селекции нередко приходится возить своих кошек на вязку в
другие питомники.
Стоимость вязки - это очередная составляющая цены на котенка.
Нельзя обойти вниманием и такую строку
расходов, как
реклама. Известный питомник
не сразу становится известным. Это потом, по прошествии определенного
времени, слухи о хорошем питомнике (как, впрочем, и о плохом) разносятся
сами. Точнее сказать не сами разносятся, а людьми разносятся . Теми людьми,
которые уже сталкивались с этим питомником. И это немалая доля покупателей.
Но все-таки основная масса покупателей - "жертвы рекламы". Увы, мы все
- дети своего времени, а в наше время реклама - двигатель торговли. Не
дешевый, надо сказать, двигатель.
Неблагодарное это дело - отвечать
на недоуменные вопросы. Я попыталась очень кратко перечислить основные
составляющие , которые влияют на цену котенка. Причем, вы ,конечно, обратили
внимание, что в статье не указано ни одной суммы, цены, стоимости и т.п.
Это сделано умышленно, т.к. было бы некорректно называть
конкретные
цифры говоря о ценообразовании в
общем. Чтобы было более понятно
о чем я хочу сказать , приведу простой пример. Сегодня в Москве в радиусе
всего 30 км цена на бензин отличается на 8-12%. При стоимости 16 рублей/литр
(условно) это всего 1.28 - 1.92 рубля. А если это 100 литров? Вот поэтому
и о
конкретной цене котенка нужно говорить, разбирая
конкретные
условия ценообразования. А принцип ценообразования, по моему мнению,
везде одинаков.
© Курчевская Е.В